Содержание
Добавление статьи в новую подборку
Вы сами построили дом или обновили тот, который достался вам в наследство от бабушки. И вот кровля уже смонтирована, фасад готов, но чего-то все равно не хватает… Чем подшить крышу дома?
Для подшивки фронтонных и карнизных свесов крыши есть несколько достойных решений.
Первое и самое простое – использовать строганую доску или деревянную вагонку. В этом случае нужно предусмотреть необходимую толщину материала и быть уверенным в том, что дерево имеет нужную влажность.
Второй и наиболее экономичный вариант – вагонка ПВХ. Здесь важно учесть влагостойкость материала и предусмотреть наличие дополнительных деталей, например, пластиковых уголков и П-образных полосок для обшивки по краям.
Ни в чем не уступает по качеству и цене относительно новый тренд в подшивке свесов крыши – софиты. А поскольку у многих из нас это понятие ассоциируется исключительно с освещением сцены, логичным будет расширить свой кругозор и рассмотреть этот вариант более подробно.
Что такое софиты
В архитектуре софитом называли поверхность свода, арки, выносного карниза с декоративной обработкой. Происхождение этого термина ведет свою историю еще от средневековых “подшивных” деревянных потолков. Со временем их начали изготавливать не только из дерева или металла, но и из других материалов, например из ПВХ. В отношении подшивки свесов крыши под софитом понимают материал отделки, с перфорацией или без нее, но изначально не подразумевающий наличие каких-либо элементов освещения.
Чем софиты отличаются от сайдинга
Казалось бы, зачем заморачиваться? С виду софит очень напоминает другой вид отделочного материала – сайдинг. Так почему бы не подшить крышу последним, исключив лишние траты на стоимость материала и его установку?
На самом деле, между сайдингом и софитом существуют не заметные глазу кардинальные различия, которые имеют важное значение. А поскольку сайдинг и софит были созданы с разной целью, то и качественные характеристики у них отличаются. Первый априори был предназначен для отделки фасада и наружных поверхностей дома – поэтому он обладает высокой прочностью и устойчивостью к погодным условиям. Но обеспечить должную степень вентиляции крыше он не сможет. Как раз с этой целью сегодня используется софит – перфорированный материал, обладающий необходимой степенью прочности и вентиляции и изготавливаемый специально для оформления свесов крыши, предусмотренных как раз для этой части дома.
Цветовые решения панелей для подшивки кровли
Преимущество софитов перед деревянной подшивкой состоит в том, что они могут быть разного цвета и их не нужно окрашивать дополнительно. Самые распространенные варианты, которые дачники предпочитают видеть на свесах кровли, – белый и коричневый софиты. Материалы этих оттенков как раз изготавливает и устанавливает ведущий международный производитель надежных и эффективных строительных материалов и систем – компания ТЕХНОНИКОЛЬ.
Что нужно знать о монтаже софитов для кровли
Для расчета количества элементов нужно измерить длину и ширину свесов крыши, а затем рассчитать площадь свеса. Резать софиты можно ножовкой, электролобзиком либо ножницами по металлу, циркулярной пилой или угловой шлифовальной машиной. Панели монтируют горизонтально либо параллельно уклону кровли. Выбор способа монтажа зависит от предпочтений заказчика и от архитектурно-строительного решения.
Монтаж софитов лучше всего производить при среднесуточной температуре не менее 10°С и исключительно по завершении кровельных и фасадных работ.
Основные принципы монтажа софитов:
- При установке панели в профиль необходимо оставлять зазор для теплового расширения 5-10 мм.
- Механический крепеж нужно устанавливать с зазором 1 мм для свободного движения панелей.
- Крепеж необходимо фиксировать по центру крепежных отверстий.
- Деревянный брусок – для устройства каркаса под обрешетку.
- Деревянная доска – для монтажа обрешетки под установку панелей.
- Саморез оцинкованный по дереву – для монтажа обрешетки.
- Оцинкованные саморезы – для фиксации софитов и направляющих для них.
Инструменты для монтажа софитов:
- Режущий инструмент (ножовка, электролобзик, ножницы по металлу, циркулярная пила, УШМ).
- Рулетка.
- Карандаш либо маркер.
- Шуруповерт.
- Угольник.
Из каких этапов состоит монтаж софитов
Весь процесс можно условно разделить на несколько этапов: устройство подшивы карнизного свеса, угловое соединение панелей и оформление лобовой доски. Устройство подшивы свеса имеет свои особенности, в зависимости от его расположения – горизонтального либо параллельного скату.
В первом случае необходимо установить брусок на фасаде по уровню нижнего края свеса крыши, затем – бруски, соединяющие фасад и свес крыши. Между собой эти части соединяют при помощи металлических уголков и пластин. Далее на бруски монтируют обрешетку. В качестве нее специалисты рекомендуют использовать доску 100×25 мм. По краям свеса монтируют направляющий профиль (J-профиль). К обрешетке фиксируют направляющие профиля (J-профиль) саморезами с шагом в 300 мм. В месте соединения профилей при необходимости их части подрезают на 3-5 см и для лучшего сопряжения заводят один профиль в другой.
Для более удобного монтажа панель подрезают так, чтобы ее длина была немного меньше расстояния между J-профилями. Длину панели лучше определить опытным путем после монтажа первой панели на свесе.
В направляющие профиля вставляют панели и фиксируют к обрешетке с помощью саморезов. В последующем панели нужно соединять с предыдущими методом защелкивания.
Во втором случае две доски обрешетки монтируют по краям свеса, а остальные монтируют с шагом не более 300 мм. Последующий монтаж производят аналогично первому способу.
На этапе углового соединения панелей обрешетку монтируют на заранее установленный под нее каркас, а затем панели на углах соединяют при помощи одного из двух способов – прямого либо углового. В обоих для соединения панелей используется H-профиль. Первый способ предусматривает подрез “елочкой” с учетом угла, с последующей фиксацией саморезами к обрешетке и стыкованием. Второй способ подразумевает монтаж от внутреннего угла перпендикулярно карнизу. Далее монтируют панели.
Прямое соединение панелей также можно выполнить при помощи J-профиля. Его устанавливают от угла перпендикулярно одному из карнизов, фиксируют саморезами к обрешетке и стыкуют друг с другом.
Софиты монтируют только на горизонтальную поверхность. На вертикальной поверхности в зоне воздействия прямых солнечных лучей они могут быть подвержены ускоренному выцветанию.
Монтаж софитов – это современный, красивый и дешевый способ подшить крышу. А вы уже использовали этот способ?
Чем лучше подшить свесы крыши дома?
Процесс создания кровли — это не только изготовление стропил, укладка кровельного материала и монтаж водостоков, но и подшивка карнизов. В этой статье мы постараемся подробно рассказать, как осуществляется подшив крыши, а также рассмотрим, чем подшивать крышу дома и какие материалы для этих целей считаются наиболее популярными.
При правильно выполненном возведении жилого здания кровля от стены отходит на расстояние от полуметра до семидесяти сантиметров. Это условие требуется для того, чтобы фасад вашего дома был надежно защищен от попадания атмосферных осадков – дождевой воды. Таким образом, в крыше получается свес, который сверху покрывается кровельным материалом, а снизу подшивается. Подшив кровли дает возможность не только для защиты от влаги – грамотно обустроенный, он обеспечит отличную вентиляцию подкровельного пространства, а также участка между утеплителем и кровельным материалом. Воздух будет непрерывно циркулировать, попадающая влага – быстро выветриваться. Соответственно, конструкция крыши останется сухой, а это значительно увеличит сроки ее эксплуатации.
Подшивка крыши: материалы
Существует достаточно широкий спектр материалов, которые могут применяться для подшивки кровли. Иногда для осуществления такой работы, и особенно, в деревянном доме, используется деревянная вагонка. Это материал достаточно дешевый и удобный в монтаже, но у него есть огромный минус – это низкие сроки службы. Деревянная вагонка будет требовать периодического подкрашивания, со временем она будет чернеть и активно впитывать в себя влагу. Еще один недостаток вагонки в том, что она не обладает тем уровнем вентиляции, который требуется для кровли.
Весьма популярным решением для того, чтобы выполнить подшивку крыши, является ПВХ-вагонка. Такой вид материала вполне приемлем, как по стоимости, так и по эксплуатационным характеристикам. Однако для удобства монтажа и для создания эстетичной «внешности» кровли следует использовать специальные декоративные «уголки», также выполненные из пластика.
Нередко для подшивки крыши в частном доме используют и такой материал, как виниловый сайдинг. Между тем, желая сэкономить, домовладельцы совершают ошибку: дело в том, что изначально сайдинг является материалом для фасадного декора стен зданий, а при подшиве им крыши смотрится не так привлекательно. Внешний вид сайдинга ухудшают еще и вентиляционные отверстия, изначально в данном материале не предусмотренные.
Среди бюджетных вариантов материала,с помощью которого осуществляется подшивка кровли, можно упомянуть и металлический оцинкованный сайдинг. Он относительно легко монтируется, но служит – недолго, поскольку подвержен коррозии. На металлическом сайдинге, при его использовании на крыше, быстро возникают пятна ржавчины. Особенно это заметно в случае, если вы подшиваете крышу материалом белого или различных светлых оттенков.
Сегодня на крупных строительных рынках с легкостью можно найти специальные материалы, предназначенные для подшивки кровельных карнизов – так называемые «софиты». Они могут быть двух видов – алюминиевые и виниловые (ПВХ). Размер таких элементов подшивки, как правило, составляет от 3до 3.5 метров, такие размеры для подшивания кровли являются оптимальными. Софиты бывают:
- сплошными (используются для крыш веранд, беседок, крыльца и т.п.),
- перфорированными (применяются, как правило, для крыш, которые покрыты битумной черепицей и другими непрофилированными материалами),
- с перфорацией по центру (практически универсальный вариант, обладающий наиболее эффективной функцией вентиляции пространства под кровлей).
Подшивка софитами: этапы работы
Подготовка кровли, работы по утеплению По окончании установки стропил, в ходе монтажа обрешетки для кровельного материала, концы стропил аккуратно отпиливаются по линии, которая должна быть строго параллельна стене дома. Для того чтобы обшить карнизные свесы, в качестве каркаса применяются либо металлические профили (такие, как и для монтажа гипсокартона), либо доски. Торцы стропил, отпиленных по вертикали, зашивают также, как и коробку.
Важно: перед тем, как осуществить подшив свесов кровли, нужно утеплить снаружи стены вашего дома. Таким образом, подшивка будет плотно прилегать к материалу-утеплителю на стенах, и теплопотери здания станут значительно меньше.
Если угол наклона кровли небольшой, софиты могут быть установлены параллельно стенам, прямо на стропила. В таком случае угол подшивки будет совпадать с углом ската. В случае если нижняя плоскость стропил вашей крыши неровная, важно ее предварительно выровнять для того, чтобы подшивочные работы были выполнены качественно. С этой целью можно шурупами к боковым частям стропил прикрутить небольшие кусочки (обрезки) досок. Размер таких обрезков – не менее десяти сантиметров в длину и четырех сантиметров – в ширину. Прикручиваем сначала первую и последнюю доски, а затем, чтобы стропила стали максимально ровными, натягиваем нить – и по этой линии крепим оставшиеся доски. В месте, где сходятся скаты, доски фиксируются с двух сторон углового стропила.
Намного чаще укладки софитов по стропилам практикуется другой вариант. От стены до края стропил обустраивается горизонтальная коробка. При этом каркас для подшивания карнизов с использованием софитов будет сделан также, как и в предыдущем варианте – из досок. Крепление выполняется одной стороной – к нижней части кровельных стропил,
Производится крепление одного края к нижней части стропил, а другого – к дополнительной доске. Эту доску опускают и фиксируют в месте, где стропила сходятся со стеной. В углах доску нужно укладывать плашмя – здесь расположится стык, на котором будут крепиться две стороны доски. Стык проходит от угла, где сходятся скаты, до угла схождения стен. Это позволяет создать жесткую конструкцию, которая будет независимой от стены вашего жилого здания.
Выполняя данную работу, постарайтесь сделать крепления максимально надежными: часто для фиксации используются шурупы, но дополнительно можно порекомендовать воспользоваться металлическими пластинами и уголками.
После того, как каркас будет готов, может быть начата подшивка софитами. Выполняйте обшивку аккуратно и надежно – так, чтобы впоследствии в подкровельное пространство не попадал ветер, а также чтобы не было доступа для атмосферных осадков: снега, дождя. В комплекте с софитами обычно поставляются специальные монтажные планки, которые дают возможность сделать подшивку кровли более простой, быстрой и удобной. Такие планки оперативно устанавливаются при помощи обычных саморезов по дереву.
Начиная работы по подшивке кровли жилого здания, обратите внимание на следующий немаловажный момент: обрезную доску, которую вы используете для обустройства каркаса, а также любые деревянные элементы кровли непременно обрабатываются специальными современными составами, которые обеспечивают надежную защиту от грибков, плесени и других негативных факторов, которые разрушительно влияют на дерево. Такие простые меры позволят вам существенно продлить сроки эксплуатации всей кровли и отдельных ее элементов.
Выбирая современные качественные материалы для того, чтобы правильно осуществить подшивку кровли, вы предотвратите ряд проблем в будущем, обеспечите хорошую вентиляцию, продлите сроки эксплуатации и, конечно же, сделаете ваше здание более привлекательным и более комфортным для проживания.
Как подшить карниз крыши
После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:
- она придаст дому законченный вид,
- обеспечит вентиляцию крыши,
- защитит фасад.
Как подшить карниз крыши
Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.
Содержание пошаговой инструкции:
Разновидности свесов
Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:
Рассмотрим каждый из них.
Фронтальный свес
Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.
Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).
Боковой свес
Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.
Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:
- надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет,
- установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).
Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .
По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.
Как сделать вентиляцию крыши через подшивку
Как сделать вентиляцию крыши через подшивку
Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.
Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.
Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.
О выборе материалов для свеса
Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.
Подшивка из профнастила
Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.
Подшивка из профнастила
Подшивка из софитов
Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.
Подшивка из софитов
Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.
- Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.
Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельность
Софит металлический представляет собой листы качественной оцинкованной стали с нанесенным полимерным покрытием
Подшивка из вагонки
Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.
Подшивка из вагонки
Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».
Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.
Способы подшивки карниза
Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:
- по стропилам,
- по коробу из дерева.
Способы подшивки карниза
Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .
Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.
С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.
Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.
Технология подшивки софитами
Технология подшивки софитами
Процедура установки состоит из следующих этапов.
Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.
Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.
Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.
Что нужно знать при установке софитов
- Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
- Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
- Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
- Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
- Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
- Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
- Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.
Технология подшивки профнастилом
Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.
Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.
Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.
Собственно, установка профнастила завершена.
Технология подшивки вагонкой
Схема подшивки свеса вагонкой
Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.
Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.
Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.
Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.
Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.
Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.
Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.
Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».
Карнизные свесы, выполненные из вагонки
Заключение
В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.
Николай Журавлёв главный редактор
Автор публикации 08.01.2015
Подшивка свесов крыши – доступные варианты и способы
Чтобы на крышу дома было приятно смотреть со всех сторон, а все стропильные элементы были надежно защищены ее нужно аккуратно отделать. Одной из таких «косметических» операций является подшивка свесов крыши. Она придаст как крыше так и самому дому необходимую завершенность, а заодно и даст дополнительную защиту. Далее – подробнее о том, что представляет собой такая подшивка, каких материалов она требует и как выполняется.
Устройство свесов крыши, их польза и назначение
Свесом принято называть нижнюю часть крыши выступающую за уровень стен дома. Она предохраняет фундамент и стены от дождей. Ширина его может колебаться от 40 сантиметров до метра. В принципе, по правилам строительства вовсе не обязательно производить подшивку этой части здания.
Однако при этом могут произойти некоторые неприятности. Например, сильный ветер, подкравшись сбоку под незащищенную свесом кровлю, может попросту сорвать кровельное покрытие. Да и спрятать хочется изнанку кровли вместе со всеми слоями ее «пирога» – гидроизоляцией, утеплителем и некрасивой нижней частью стропил. По правилам подшивают крышу после всех работ по монтажу кровли. Также до этого должно быть проведено утепление всех наружных стен дома и их отделка. Т. е. подшивка это своего рода заключительный этап строительства и внешней отделки вашего дома.
Фронтонный и карнизный свес и их различие
Есть два вида свесов – горизонтальные, их еще называют карнизные и фронтонные. Карнизный свес образовывается нижней частью скатной крыши, а фронтонные свесы – это наклонные свесы образованные боковой частью ската.
#1. Карнизный свес.
Он составляет нижнюю часть наклонной крыши, способствуя прохождению воздуха на чердак. Это характерно для крыш чердачного типа. А вот у мансардных крыш воздух через свес поступает внутрь «кровельного пирога» – туда, где воздушная прослойка. Затем воздух продолжает свой путь наверх, до самого конька. Вот так и происходит вентиляция кровли.
А теперь представим, что свес будет плотно забит, к примеру, досками. Будет нехорошо – вентиляция не будет осуществляться. Однако если подшивку крыши не делать вовсе, то под кровлю смогут залезть мыши, залетать птицы или насекомые. Стропила нужно будет защищать краской, а то туман и влага повредят их.
Внимание! Из всего вышеперечисленного делаем вывод, что подшивку карнизного свеса нужно делать не плотную, а вентилируемую.
Эту самую вентиляцию можно выполнить несколькими способами:
- Самый элементарный вариант – оставить щель между стеной здания и подшивкой. Если для подшивки используется профнастил, то этот зазор должен быть от 0,6 до 1,2 сантиметра, для вагонки или сайдинга – от 1 до 1,5 сантиметра.
- Для таких вариантов подшивки карнизов крыши, как металлические листы, плиты или вагонка можно применять готовые вентиляционные решетки, которые монтируются в материал.
- Если свес обшивают досками, для вентиляции делают щели между ними, от половины сантиметра до сантиметра.
- Используя софиты, можно применить перфорированный материал, созданный специально для этих целей.
Правило № 1. По объему вентиляционные отверстия не могут быть меньше, чем одна пятисотая часть всей площади для вентиляции. При этом кровля на основе битума, а также фальцевого типа требует большего диаметра этих отверстий, чем глиняная черепичная кровля. Ведь последняя всё-таки «дышит».
Правило № 2. Все отверстия для вентиляции надо прикрыть решетками. Если это щели, то используем сетку. Такая мера оградит их от грязи, листьев, насекомых и птиц.
#2. Фронтонный свес.
Он образуется боковой частью ската, расположенной под наклоном. Здесь о вентиляции беспокоиться не нужно, а вот о должной защите от ветра и влаги следует позаботиться. Иначе сильный ветер, дующий порывами, может загнать дождь между досками обрешетки, которые выступают наружу. А это уже серьезно, так как может намокнуть утеплитель, перестав хорошо сохранять тепло.
Внимание! Поэтому, при работе с отделкой фронтонного свеса на первый план выходит герметичность.
Пример фронтонного свеса.
Отделка кромки свеса
У обоих типов свеса с торцов имеются незакрытые элементы. У карнизного свеса это торцевые части стропил, а для фронтонного свеса – торцы обрешетки. Необходимо их аккуратно оформить, защитив при этом от непогоды. Кроме того, свесы карниза требуют установки вдоль них желобов водостока. В общем, отделка торцевой части свеса – это и есть отделка кромки.
А из чего ее делать, зависит от того материала кровельного покрытия, которое вы применили. Кстати, зачастую в комплекте с кровельным покрытием уже имеется и набор для оформления и зашивки кромки.
Перед тем как производить подшивку карнизов крыши, надо обрезать вертикально, по одной линии, все торчащие стропила или кобылки. Обрезать их нужно строго на одном расстоянии от стены. Затем торцы стропил объединяют обвязочной доской, на которую прибивают лобовую доску (как правило, металлическую).
Лобовая доска обычно есть в комплекте с металлической, керамической и битумной черепицей. Изготавливают эту деталь и из дерева, покрытого краской или составом для защиты. Именно на этой доске в дальнейшем монтируют водосточные желоба.
Фронтонный свес обрабатывают так. Сначала обрезают доски обрешетки, выступающие за стену. Линия отреза должна быть параллельна этой стене. Торцевая доска (деревянная или металлическая) прибивается к обрезанным краям обрешетки и к торцу бруса конька. Материалом для кровли, по длине равном длине карниза, прикрывают торцовую часть доски.
Два основных способа подшивки свесов
Многообразие вариантов подшивки свесов крыши велико. Это можно делать перпендикулярно и параллельно свесу, использовать целые листы или отдельные планки, применять различные материалы и конструкции закрепления деталей. Однако по сути технологий подшивки всего две.
Подшивка свеса прямо по стропилам
Это, пожалуй, легче всего. Главное – чтобы плоскость у нижних концов стропил была общая. Данный способ годится в первую очередь для крыш с малым уклоном, не больше 30 градусов, и выносом не больше 40 – 50 сантиметров. Подшивают по обрешетке, сделанной из досок или брусков и прикрученной к стропилам. Подшивочные планки можно располагать параллельно стене, по торцу стропил, а можно набить и перпендикулярно плоскости стропил.
Подшивка горизонтальная
Она незаменима, когда у крыши крутой скат. При этом монтаж проходит быстро, а материал существенно экономится. Для работы надо соорудить из брусьев так называемую коробку, прикрепив ее к стене и к стропилам (сверху и снизу). Чтобы вода, попав на свес, могла легко стечь, брус, находящийся на стропилах, должен быть на сантиметр ниже настенного бруса. От углов крыши до углов дома прибивают доски. Когда свес более 45 сантиметров, понадобится в середине еще один продольный брус. Остальные продольные брусья усиливают брусками, набив их перпендикулярно стене.
Пример монтажа обрешетки под горизонтальную обшивку свеса.
Подшивка фронтонного свеса – всегда по обрешетке
При этом не обращаем внимания на способ подшивки свеса карниза. Прямо на обрешетку крепят брус или доски. К этим брусьям или доскам, идущим вдоль фронтона, крепят обшивочные планки.
Материалы для подшивки
Выбирая материал для обшивки свеса, нужно согласовать это со стилем дома. Согласитесь – не особо эстетично будет выглядеть подшивка крыши пластиком белого цвета, если дом деревянный, да еще и темный.
Доска – лучше строганная, но подойдет и обрезная
Лучше брать доски хвойных пород дерева, шириной от 5 до 25 сантиметров, а толщиной от 1,7 до 2,2 сантиметра. Перед монтажом нужна обработка антисептиком, лаком или краской. Перед работой необходимо дать доске месяц полежать на улице под навесом – иначе если она будет слишком сухой или влажной, то потом она покоробится.
Обшивая свес, между досками делат щели в сантиметр или полтора для вентиляции. При монтаже досок перпендикулярно стенам их крепят с двух сторон (если свес широкий, то и в третьем месте – в центре доски). Если доски монтируют параллельно стенам, закрепляют их через каждый метр.
Стоит она недорого, от 120 $ за кубометр, или от 2,2 $ за квадратный метр.
Вагонка деревянная
Этот материал хорош тем, что уже обработан (в отличие от досок), поэтому и пользуется большим спросом. Для обшивки свеса необходимо брать влагостойкую вагонку, предназначенную для работы в данных условиях. Как и доску, этот материал тоже надо перед монтажом месяц подержать на открытом воздухе. Способы монтажа такие же, как и для доски, только щели оставлять не нужно. Вместо этого используют готовые решетки для вентиляции, на расстоянии друг от друга 1,5 метра.
Стоимость – от 6 $ за метр квадратный.
Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг
Для подшивки нужен сайдинг, имеющий защиту от влаги. К нему в комплекте приобретается все необходимое: это и полосы в виде буквы «П» для отделки края, и уголки для крепежа мест соединений планок, и решетки для вентиляции. Монтируют планки перпендикулярно стенам, крепя их в двух, трех или четырех местах. Число мест крепления зависит от того, какой ширины свес. Крепить ПВХ панели вдоль свеса крыши не рекомендуется так как он не такой жесткий как деревянные планки и требует большого количества креплений и может прогибаться.
Стоимость – от 4 $ за метр квадратный.
Профнастил (профлист)
Этот материал прост в монтаже – ведь его можно класть большими плоскостями, а крепить с таким же расстоянием, как доску. Высотой его профиль может быть от 0,8 до 2 сантиметров. При подшивке свесов крыши профлистом оставляют зазор от 0,6 до 1,2 сантиметра (зависит от температурного расширения). Вентиляцию делают при помощи специальных решеток.
Стоимость – от 9 $ за метр квадратный.
Листовой металл
Это может быть оцинкованная или покрытая полимером сталь, а также алюминий или медь. Толщина листов – от 0,6 до 0,8 миллиметра, а длина – до 6 метров. Для вентиляции можно или решетки готовые вставить, или перфорированные куски листов. Там, где проходит линия отреза, стальные листы обрабатывают от коррозии (для алюминия и меди это не нужно). Минус применения таких материалов – то, что для резки нужен специальный инструмент.
Стоимость – от 5 $ за метр квадратный.
Фанера и ОСП
Для подшивки свесов, берут марки материалов, которые являются водостойкими. Плиты эти достаточно жесткие, монтировать можно большими кусками. Для этого делают коробку из деревянных брусков – плиты привинчивают к ней. Крепят их через каждые 1 – 1,2 метра. Для вентиляции врезают готовые решетки. Свес из этого материала непременно нужно покрасить, иначе он выглядит не очень красиво.
Фанера стоит около 6,5 $ за метр квадратный, ОСП – примерно в 2 раза дешевле.
Подшивка крыши софитом – быстро, просто и надежно
Софиты – это планки, выпускаемые специально для подшивки свесов. Они могут быть сделаны из самых разных материалов. В частности, из таких как ПВХ, сталь, медь, алюминий. Имеющие большую палитру цветов и различную фактуру, софиты могут быть подобраны к дизайну любого дома.
В комплекте их имеются следующие основные детали:
- Софитные панели,
- лобовые планки (иначе, фаски),
- профили J-образной формы, имеющие пазы,
- финишные планки.
Внешний вид софита и доборных элементов может отличаться в зависимости от производителя и материала изготовления.
Софитные панели бывают тройные, двойные и одинарные, сплошные (для фронтонов) и перфорированные (для карнизов).
Надо заметить, что подшивка свесов крыши софитом значительно упрощает работу. Для этого не требуется привлекать опытных строителей – и самому можно справиться. Нарезать планки согласно ширине свеса и закрепить их перпендикулярно стенам на профилях с пазами – вот и вся хитрость монтажа.
Стоят планки из ПВХ от 10 – 12 $ за квадратный метр, а крепежные планки и фаски – в 5 раз дешевле.
Сравнение цен на материалы для подшивки свесов крыши, цена указана за 1 м 2 :
Инструкция по подшивке свесов софитами
В зависимости от фирмы изготовителя и материала изготовления софитов и доборных элементов правила по монтажу софитов могут отличаться. Поэтому всегда ознакамливайтесь с инструкцией производителя. В данном случае будет рассмотрена подшивка свесов крыши при помощи виниловых софитов.
Существует несколько конструктивных особенностей крепления панелей софитов:
1. Для начала отмеряют J-профиль необходимого размера, для этого прикладывают профиль поперек свеса и наносят метку.
2. Отрезать профиль по размеру можно при помощи “болгарки”, режется все быстро, а срез остается ровным.
3. После этого профиль крепят к деревянному каркасу при помощи саморезов.
4. После того как закреплены все профили замеряют расстояние между двумя профилями, чтобы узнать размер софитной планки. После этого нарезают планки софита необходимого размера.
5. Для установки планки ее заводят сперва в пристенный, а затем в карнизный свес и закрепляют при помощи саморезов к деревянной обрешетке.
6. Если при подшивке не используется J-фаска, то лобовая часть свеса тоже зашивается софитами.
Как подшить карниз крыши своими руками
Построить свой дом мечтает каждый. Но строительство жилого сооружения – сложный и требующий определенных навыков процесс. Заключительным этапом возведения дома считается монтаж кровли, здесь так же нужны немалые умения и знания – чтобы крыша не протекала, нормально вентилировалась и прослужила долго, необходимо тщательно рассчитать все ее параметры, выбрать качественные материалы.
А вот обустроить карниз крыши можно и своими руками – это вполне реально. Для того чтобы понять, как правильно это сделать, необходимо ознакомиться с типами карнизов и выбрать материал для обшивки свеса.
Разновидности карнизов
Большинство современных домов имеют двухскатные крыши. При такой конструкции строение имеет две боковые стены и две фронтальные. Причем, боковые расположены с тех сторон, куда спускаются стропильные ноги кровли, а фронтальные – не имеют свесов.
Обустраивать карнизы необходимо и со стороны боковых стен, и над фронтальными тоже. Ведь свесы выполняют целый ряд функций:
- украшают дом, закрывая стропильную конструкцию,
- защищают крышу от ветра, холода и влажности, проникающих через открытые концы стропил,
- являются частью вентиляционной системы подкровельного пространства: через отверстия в карнизах воздух проникает под крышу, проветривает слои тепло- и гидроизоляции, а затем выводится через конек,
- закрывают верхнюю часть стен от ветров и косых дождей, предотвращая намокание дома.
У четырехскатных (вальмовых) крыш фронтальный карниз отсутствует, ведь здесь стропила выходят на все четыре стены дома. В двускатных крышах фронтальный карниз является боковым скатом наклонной кровли. Выполняют такой свес, закрепляя на стропилах несущие перекладины, которые выступают над стенами.
Часто можно встретить конструкцию, при которой свес является продолжением обрешетки, которая набивается на слой пароизоляции. Тогда карнизная доска крепится прямо на доски обрешетки.
Боковой карниз образовывают стропила, выступающие за пределы стен. Такие свесы есть у всех скатных крыш, их размеры могут быть разными, нормой считается карниз от 40 до 70 см. Для обустройства свеса нижние части стропил подрезаются в один размер и соединяются доской, к которой впоследствии будет крепиться обшивка карниза.
Очень важно в процессе подшивки карниза соблюдать режим вентиляции кровли. Если этого не сделать, теплый воздух начнет конденсироваться в воду, тем самым нанося вред материалам «кровельного пирога» и стен дома.
Чем выполняется подшивка карниза кровли
Своими руками подшить карниз крыши можно с помощью нескольких материалов – на сегодняшний день их ассортимент достаточно велик. Выбирая обшивку, нужно руководствоваться не только эстетическим фактором, но и длительным сроком службы материала – он должен примерно равняться эксплуатации самой крыши.
Из наиболее часто применяемых для подшивки свесов материалов можно отметить:
- Профнастил. Представляет собой лист стали, покрытой цинком и цветными полимерными материалами, предотвращающими коррозию. Профнастил надежен, способен выдержать сильную ветровую нагрузку, перепады температур, повышенную влажность. При установке обшивки между металлопрофилем и стеной необходимо оставить небольшой зазор для циркуляции воздуха в подкровельном пространстве.
- Софиты – тот же сайдинг, только специально разработанный для подшивки карнизов. Отличительные особенности материала – наличие отверстий для вентиляции, специальное покрытие из полимеров, поглощающих ультрафиолет (препятствует выгоранию цвета). Софиты для свесов выполняются из меди, алюминия, оцинкованной стали. Наиболее распространенный вариант – софиты из винила. В наборе есть элементы таких конструкций с отверстиями для вентиляции, сплошные секции, соединительные и крепежные детали. Устанавливать софиты очень легко, в итоге получается гладкое сплошное полотно обшивки с нужным количеством отверстий. Монтировать софиты нужно только перпендикулярно стене дома, они не подходят для подшивки наклонных карнизов.
- Обрезная доска или вагонка из дерева. Не сдает позиций и натуральная древесина, она остается лидером среди материалов, применяемых для подшивки кровли. Дело в том, что дерево стоит недорого, подрезается в любой размер, а главное – обладает способностью «дышать», поэтому микроклимат подкровельного пространства не нарушается. Для подшивки свесов используют струганную доску, толщиной около 20 мм. Прибивая доски на карниз, нужно оставлять зазор между стеной и свесом примерно в 2 см (для температурного расширения древесины).
Варианты подшивки карнизов крыши
Есть два популярных среди кровельщиков способа подшивки карнизов:
- по стропилам,
- по деревянному каркасу (коробу).
Подшивка карниза по стропилам
Этот вариант применим только для крыш с небольшим углом наклона скатов. Самая большая сложность такого способа заключается в неравномерном размере стропильных ног. Чтобы карниз получился ровным и аккуратным, края всех стропил должны образовывать одну плоскость.
Если подрезать стропила в один размер не получается, необходимо воспользоваться дополнительной доской, которая крепится к нижнему краю стропил, перпендикулярно стене дома. Длина доски должна соответствовать расстоянию от стены до выступающего края стропила.
Сначала крепят доски к крайним стропилам одного ската, затем между ними натягивают веревку и относительно нее монтируют доски к остальным стропилам. Обшивают такой каркас с использованием металлических уголков и шурупов.
Подшивка карниза крыши по коробу
Этот вариант идеально подходит для крыш с большим углом ската. Для обустройства свеса к нижнему краю стропил необходимо закрепить доску шириной около четырех сантиметров. Другая сторона доски фиксируется на стену дома, вернее на предварительно установленную там вертикальную планку. Вместо этой поддерживающей планки можно использовать брус, который горизонтально фиксируют к стене дюбелями.
Отделка карниза софитами
Рассмотрим наиболее современный способ подшивки карниза крыши своими руками – обработку свеса виниловыми софитами. Выполнять работу необходимо в такой последовательности:
- Приобрести необходимое количество пластин, предварительно рассчитав, сколько понадобится глухих и перфорированных элементов. Вместе с тем необходимо подумать о направляющих, фиксаторах и крепежных элементах.
- На подготовленный короб из деревянных досок крепятся направляющие для софитов. Элемент сечением в виде буквы F (то есть фаска) крепится к планке, расположенной по краю стропильных ног. Планка J-образного сечения монтируется на стену дома. Чтобы направляющие располагались абсолютно ровно, необходимо заранее сделать разметку.
- Нужно измерить ширину карниза, то есть расстояние от стены дома до концов стропил. От полученного числа отнимают 6 мм и нарезают софиты в этот размер. Зазор необходим для теплового расширения материала, если его не сделать софиты ос временем «поведет», карниз покоробится и деформируется.
- Нарезанные софиты немного изгибают и аккуратно вставляют сначала в фаску, затем в паз.
- Крепят пластины через заводские отверстия, используя саморезы, длина которых не меньше 30 мм.
- В углах карниза софиты плавно подрезают под углом в 45 градусов, соединяют стыки с помощью Н-профиля.
Заключение
Теги: #Как подшить крышу дома
Станьте первым!