Для чего необходим подбой крыши и как его выполнить

Кровля дома приобретет законченный вид, только после того, как крыша будет подшита. От этого зависит не только ее внешний вид, но и вентиляция чердачного пространства. Под подшитый карниз, к тому же не проникнут ни птицы, ни насекомые.

Функции подбоя кровли

подбой крыши

Подбой крыши – это вариант оформления карниза, которым закрывают незащищенную гидроизоляциейнижнюю поверхность свесов от проникновения влаги и продувания холодным воздухом. Данное мероприятие является обязательным и, как правило, его осуществляют в процессе устройства крыши.

Подбой выполняет следующие функции:

  • Защищает стропильный каркас от воздействия атмосферной влаги. Дело в том, что карнизные свесы формируются концами стропил, в то время, как их нижняя поверхность практически ничем от этого не защищена: ни гидроизоляцией, ни покрытием кровли. Иначе говоря, нет никаких преград для попадания в подкровельное пространство атмосферной влаги либо воды от интенсивно таящего на крыше снега.
  • Предотвращает загрязнение верхнего участка стен. Вода, стекающая по скату, как правило, бывает загрязнена, и именно подшивка свесов не дает брызгам от нее запачкать отделку стены и испортить внешний вид дома.
  • Птицы не имеют доступа под свес крыши и не могут там гнездиться, хотя это излюбленное место гнездования. Если бы он не был закрыт снизу, то попав туда, птицы могут повредить теплоизоляционный слой кровельного пирога или нарушить покой обитателей дома своим громким шумом.
  • Выполняет эстетическую функцию, так как за отделкой скрывается неприглядная «изнанка» стропильной конструкции.
На заметку
Аккуратный подбой крыши того же цвета, что и оттенок кровельного покрытия либо сочетающийся с цветом водостока восполняет внешний вид дома, придает ему законченность и цельность.

Техники подбоя

При строительстве крыш практикуются два способа подбоя:

  • с устройством дополнительного каркаса, на который крепят отделку, скажем, софиты или сайдинг. Карниз в этом случае подшивают под прямым углом относительно плоскости стены, то есть параллельно земле, поэтому этот способ называется «параллельный». Чаще всего его используют при оформлении крыш с крутым уклоном. Для изготовления каркаса подшивки используют доски либо бруски. Один опорный брусок крепят к наружной стене в месте подхода стропильных ног, используя анкерные болты, а другой, соответственно, к концам стропильных ног вдоль кромки свеса. Между собой их соединяют поперечинами, после чего каркас обшивают выбранным отделочным материалом, к примеру, софитами, вагонкой либо сайдингом.
  • подшив непосредственно к концам стропил, то есть под углом в 45°. Этот вариант менее эстетичный, зато в этом варианте подшивки не нужен дополнительный каркас. Единственное условие – стропильные ноги должны заканчиваться в одной и той же плоскости. Такая техника больше подходит для отделки фронтонных свесов и карнизов крыш с низким уклоном (не более 30 °), имеющих небольшую длину ската. Вынос свеса при этом не должен превышать 0,4–0,5 м.

Подбой и свес в этом случае располагаются в одной плоскости. Диагональный способ, с одной стороны, более трудоемкий, поскольку проводить работы под свесом не совсем удобно, а с другой – более экономичный, так как расход отделочного материала по сравнению с параллельным меньше.

Рекомендуем
Особенность любого подбоя – выполнение работ на большой высоте. В связи с этим возникает необходимость в применении лесов или как их называют «конвертов», хорошо известных многим строителям. Хотя в одноэтажном частном строительстве вполне можно обойтись и обычной приставной лестницей.

Каким материалом подбивают крышу

Современный строительный рынок предлагает массу материалов, которые обеспечат карнизам стильный вид и не будут при этом диссонировать с общим обликом дома. При выборе отделочного материала особое внимание следует обратить на его качество, так как подшив всегда будет подвержен капризам погоды.

Остановимся на самых популярных материалах для обшивки, подбой из которых можно выполнить своими руками.

подбой из вагонки

  • Вагонка. Это традиционное решение для подшива крыши. Ассортимент вагонки, поступающей в продажу, довольно разнообразный: это и панели, имеющие натуральную окраску, и пропитанные морилкой, которая позволяет добиться визуального сходства с различными породами древесины.

Деревянные панели создают воздухопроницаемый барьер на пути проникновения атмосферной влаги в стропильный каркас. Монтаж этого экологически чистого материала достаточно прост. Однако этот способ имеет явный недостаток – подверженность древесины гниению под воздействием влаги.

Рекомендуем
Поэтому деревянная обшивка карнизов нуждается в постоянной обработке краской либо лаком, которые создают покрытие, устойчивое к атмосферным осадкам. Следует отметить также, что при подбое карниза из вагонки необходима установка вентиляционных решеток.

подбой из профлиста

  • Профнастил. Профилированные листы устойчивы к коррозийным процессам и хорошо противостоят воздействию влаги. Они долговечны, устойчивы к ветровым нагрузкам, позволяют подшивать большие свесы. При желании подбой профнастилом можно выполнить в тон покрытия крыши или сделать контрастным. Тем не менее работать с профнастилом не очень удобно и сложно. Помимо этого, на местах среза остаются неровные края, которые смотрятся довольно неэстетично.

подбой сайдингом

  • Сайдинг. Это – металлические или пластиковые панели. Подбой крыши, выполненный из сайдинга, смотрится аккуратно и эстетично, панели устанавливаются просто. Однако через них воздух в подкровельное пространство не проходит, нарушая естественную вентиляцию кровли.

Одним из бюджетных вариантов считается подшивка металлическим оцинкованным сайдингом. Стоит он недорого, его относительно легко монтировать, но материал этот недолговечен, поскольку склонен к коррозии. На металлических панелях быстро проявляются пятна ржавчины. Они особенно заметны на подбое крыши из сайдинга светлых оттенков.

подбой софитов

  • Софиты. Это специальные панели из пластика либо металла внешне похожие на сайдинг. Однако в отличие от него, софиты шире и снабжены сквозной перфорацией, которая и обеспечивает хорошую вентиляцию подкровельного пространства. Пластик, из которого выполнены софиты, более плотный и устойчив к ультрафиолету.

Софиты бывают нескольких видов, которые отличаются степенью перфорирования. К примеру, перфорированные полностью или только по центру. Стоимость материала относительно высокая, хотя это вполне компенсируется высоким качеством.

Софиты поступают в продажу вместе с монтажными планками, которые значительно облегчают выполнение отделки. К деревянной основе их крепят с помощью саморезов.

Некоторые нюансы выполнения подбоя

подбой свеса крыши

  • Карниз к подбою нужно подготовить. Подготовительные работы начинают после установки стропильного каркаса на этапе набивки обрешетки.
  • Ширина подбоя должна быть одинаковой по всему карнизу, поэтому концы стропил при необходимости отпиливают, расположив их параллельно плоскости стены.
  • На линию, сформированную после отпиливания, крепят первый элемент обрешетки и подбоя.
  • Подшивку рекомендуется выполнять после утепления стены, иначе увеличатся теплопотери, поскольку верхняя часть стены так и останется неутепленной. Особенно это важно при параллельном способе подбоя.

Важно правильно выбрать технику подшивки.

вентиляция подбоя крыши

  • Если крыша имеет незначительный уклон целесообразнее подбивать карниз под тем же углом, что и скат. Отделку набивают непосредственно на стропила вдоль карниза. При этом их нижние концы должны лежать на одной прямой.
  • Чтобы выровнять подбивку, сначала нужно точно установить элементы отделки по краям, расположив их в одной плоскости. Затем начинают установку остальных элементов, следуя направлению шпагата, натянутого между крайними элементами.
  • Скаты крыши могут сопрягаться под углом, тогда планки подшивки крепят к угловой стропильной ноге с двух сторон.
  • При параллельном (горизонтальном) подбое для подшивки нужен каркас. Его собирают от конца стропильных ног к стенам.
  • В месте соприкосновения кровельных скатов кровли доску вместо установки ребром ставят плашмя. Таким образом получают не зависящую от стены жесткую конструкцию.
  • Крепление рекомендуется выполнять при помощи металлических пластин из металла.
  • Закрепить вагонку, профлист либо доску можно надежнее, если фиксировать их на два и более шурупа.
  • Подбой из деревянных деталей нуждается в защите от всевозможных атмосферных воздействий. С этой целью на них наносят защитные покрытия, покрыв их качественными антисептиками и лакокрасочными составами.
  • Обработку следует производить в сухую, неветряную погоду. Долговременной сохранности подшивки будет способствовать обустройство системы водостока.
  • Крыша должна «дышать», вот почему подбою необходимо обеспечить вентиляцию.
stylekrov..ru
Добавить комментарий